Занимательную исповедь (на Хабрахабре есть плохой, но перевод) опубликовал в своем блоге James Whittaker, который проработал в Google почти три года и, насколько я понял, руководил там разработкой API Google+. До этого он работал в Microsoft и теперь туда же и вернулся. Но это уже неважно, здесь я хотел бы разобраться в подоплеке событий.
Мне интересны два аспекта: 1) чего ожидал этот человек, работая в глобальной корпорации, и в какой момент действительность в его глазах стала расходиться с ожиданиями; 2) реакция публики на эту историю.
Запись в блоге довольно эмоциональна. Даже если сделать на это скидку, мы все равно поймем, что перед нами пассионарий, пришедший делать добро. Ему хотелось трудиться в компании, «дающей работникам возможность изобретать», где витает «новаторский дух» и тому подобное. При этом непонятно, как ему удалось проработать в Google столько времени и ни разу не посмотреть по сторонам, слегка сменить фокус внимания для разнообразия — тогда он не делал бы наивных предположений типа «Думаю, технически Google всегда был рекламной компанией». Ему нужен был кто-то, кто сказал бы: «Друг, мы зарабатываем на рекламе 97%, это общеизвестный факт, спустись с небес на землю. Это бизнес, друг».
Итак, Google больше не «позволял создавать будущее» — пересказывать историю нет никакого смысла, ссылки я поставил в начале. Джеймс ушел, и раздались голоса: «Да, ты молодец, раз компания душит свободу, нечего там делать. Нам тоже не нравится Google+, кстати» (правда, на Хабре больше увлеклись обсуждением, как правильно писать — Гугл или Гугль, но они просто это любят).
Мне кажется, объяснение здесь простое: и сам герой, и близкая ему по духу публика — это романтические идеалисты. Они любят все новое, все, что ассоциируется с «творчеством», «свободой» и «добром». Как только ассоциативный ряд размывается, за успешным бизнесом становится все труднее видеть эту «свободу», настроения меняются. Взять, например, страстных любителей Linux: пока еще они считают, что борются с корпорациями зла, когда пользуются бесплатными ОС. Но такие компании, как Red Hat, делают на Linux многомиллионный бизнес, просто страстные любители в силу своего возраста или особенностей кругозора об этом не знают — ну, просто это из области непонятных им вещей — что-то корпоративное, виртуализация, фигня какая-то. Если этот бизнес будет соприкасаться и с их жизнями тоже, они найдут что-то другое, в чем будут видеть «свободу», и это будет началом нового цикла.
Кроме того, гики-идеалисты обычно еще гордятся тем, что не кликают на рекламу
И, ближе к теме, другой вопрос — почему Джеймс при всем своем пафосе все-таки вернулся в Microsoft, но об этом он, может быть, сам напишет.